Личность преступника

li4nost prestupnikaПреступление совершает человек по различным причинам и побуждениям, в различной обстановке. Люди обладают разными характеризующими их особенностями — пола, возраста, образования, занятий, семейного положения, пло­хого или хорошего поведения в быту и на работе. Совершен­но очевидно, что, ведя борьбу с преступлениями, следователь и суд должны установить не только, какое было совершено преступление, но и кто его совершил.

Изучая Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, нетрудно убедиться, что они придают большое значение изу­чению личности преступника. В процессе расследования пре­ступления, в процессе рассмотрения уголовного дела, выясняя все обстоятельства совершения преступления, следователь и суд должны всесторонне изучить личность того, кто нарушил закон, кто совершил преступление. И это не удивительно, так как все предусмотренные законом меры борьбы с преступ­ностью обращены к конкретным лицам.

§ 1 Понятие и структура личности

Личность — фундаментальное понятие, одна из центральных проблем в психологии, имеющая ярко выраженный междисциплинарный характер. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

Понятие личности нередко заимствуется из психологии, трансформируется представителями различных, в том числе и правовых, наук (уголовное, гражданское право, криминология, криминалистика и др.), широко использующих его применительно к субъектам различных правоотношений.

В психологической науке до сих пор не создано единой общепризнанной теории личности, отсутствует и общий взгляд на ее определение, распространены различные, порой противоположные подходы к раскрытию ее структуры и содержания. Все это создает определенные трудности не только для психологов, но и для правоведов, юристов, занимающихся практической деятельностью, для которых понятия: личность субъекта правоотношений, личность участников уголовного, личность виновного, потерпевшего и тому подобное наполнены вполне конкретным, в том числе и психолого-правовым, содержанием.

Что в точности значит термин «личность»? Источником возник­новения термина «личность» было, вероятно, одно из наиболее ранних определений: личность есть внешнее проявление индивидуальности — как че­ловек воспринимается окружающими и как он на них воздействует (в римском театре маска актера называлась «личина» — лицо, обращенное к аудитории). Распространенное современное воз­зрение заключается в том, что личность в значи­тельной мере формируется реакциями окружаю­щих на поведение данного индивида.

Изучение личности всегда было и продолжает оставаться одной из самых интри­гующих тайн и самых трудных проблем. Отсутствует единый взгляд среди психологов не только на теории личности, но и на само ее определение. Это положение подтверж­дается тем, например, что еще в 1937 г. Г. Олпорт насчитал 50 определений личности, подчерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социо­логии и психологии.

Вот некоторые при­меры определений личности из приводимых Л. Раппопортом: «Под личностью понимается совокуп­ность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других»; «Можно прийти к заключению, что личность— это комплексная гипотетическая конструкция: гипотетическая по­тому, что мы создаем ее на основании наблюде­ний за поведением индивида, комплексная в силу предположения о том, что она состоит из более мелких составляющих — свойств, потребностей, Я, эго, суперэго и т. д.»; «Личность может быть определена как комбинация всех относительно устойчивых инди­видуальных различий, поддающихся измерению».

При описании личности представителями различных научных школ и направлений используются следующие теоретические подходы:

  • биологический — личность изучается прежде всего с точки зрения генетических предпосылок ее формирования и эволюционного развития, их влияния на поведенческие, социальные аспекты развития индивида, благодаря чему отдельные черты, свойства личности передаются человеку по наследству, т.е. отдельные элементы, составляющие содержание личности, имеют врожденный, наследственно обусловленный характер;
  • экспериментальный — изучение личности идет от исследования перцептивных, познавательных процессов, высшей нервной деятельности человека, их роли в поведении в различных ситуациях;
  • социальный — изучается социальная среда, социальные роли, общественно-исторические, культурные условия, воздействующие на формирование личности человека, который рассматривается и описывается как составная часть общества, как продукт общественного развития;
  • гуманистический — в основе данного подхода лежит стремление в каждом человеке видеть личность, а в самой личности — ее духовное начало; с этих позиций исследуются ведущие признаки, отражающие ее основные свойства, внутреннюю структуру, которые сопоставляются с поведенческими, социальными характеристиками индивида.

Какому из этих подходов отдать предпочтение? Думается, все они могут быть полезны в зависимости от задач, которые ставит перед собой исследователь.

Чтобы избежать ненужных крайностей, следует придерживаться целостного подхода к определению данного феномена, рассматривая личность в качестве такого сочетания многообразных признаков, в котором неразрывно слились все реальности: и биологическая, и психологическая, и, разумеется, социальная.

Общее определение лич­ности включает индивидуальные особенности, спо­собности, взгляды, отношения, ценности, мотивы, привычные способы адаптации. Оно включает и то, что обычно называется темпераментом — типичные эмоциональные реакции, настроения и энергетические характеристики человека — так же, как и то, что в несколько устаревшей терми­нологии называлось характером (нравственные принципы и социальное поведение индивида). Однако определение должно включать еще мно­гое другое (культурные различия, генетические предпосылки, атмосфера семьи…).

Объ­ектами изучения личности являются индивидуаль­ные различия во всевозможных качествах инди­вида, а также поведение на раз­личных уровнях. Их объединение в «целостного» человека является окончательной и важнейшей целью.

Если понятие «индивид» указывает на связь человека с природой, то понятие «личность» — на связь человека с обществом, социальной средой. Вот, к примеру, одно из таких определений: «личность есть внешнее проявление индивидуальности — как человек воспринимается окружающими и как он на них воздействует».

Когда говорят о личности того или иного субъекта, всегда подразумевают ее уникальность, своеобразие, отличие от других. Именно в индивидуальных различиях многие находят ключ к пониманию проблемы личности. «Индивидуальность, — пишет А. В. Петровский, — проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т.д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповторима в своей индивидуальности».

И хотя оба понятия (индивидуальность и личность) весьма близки друг к другу, тем не менее они не тождественны. Употребляя термин «индивидуальность», мы подразумеваем человека яркого, т.е. выделяющегося среди других определенным своеобразием. «Личностью в специфическом смысле этого слова, — пишет С. Л. Рубинштейн, — является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы».

Аналогичного взгляда на личность придерживается и Л. И. Божович. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, — пишет она, — заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой». Именно отсутствие или недоразвитость этих личностных качеств у человека свидетельствуют о том, что он не может «в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими» либо действует «по легкомыслию» (ст. 26 УК РФ).

Таким образом, личность — это человек со своими взглядами и убеждениями, проявляющий свою уникальную целостность, единство социально-психологических качеств в межличностных, общественных отношениях, сознательно участвующий в той или иной деятельности, понимающий свои действия и способный руководить ими.

Именно в этом смысле понятие личности используется в юридической литературе, в правовых актах в одном смысловом ряду с такими терминами, как субъект правоотношений, гражданин, участник, лицо, т.е. как человек право- и дееспособный. Более того, когда в юридической литературе говорят о личности применительно к различным субъектам той или иной (в том числе и противоправной) деятельности, подчеркивается включенность последних в систему существующих в обществе правоотношений в определенной социальной роли: будь то следователя, прокурора, судьи, защитника либо обвиняемого (подсудимого), свидетеля, потерпевшего и т.д.

Давая определение «личности», не следует этим и ограничиваться. У каждого человека в процессе его развития формируется и развивается его собственная, уникальная личность. Поэтому, самый трудный, как нам кажется, процесс – это процесс описания личности. Он заключается в характеристике её качеств, влияние на их проявление различных ситуаций, на свойства личности, которые связаны непосредственно с темпераментом, интравертивностью либо экстравертивностью…

Всестороннее и полное раскрытие структуры и содержания личности предполагает поиск наиболее точных и в то же время удобных с практической точки зрения способов ее исследования и описания.

В экспериментальной психологии наибольшее распространение получили следующие подходы к содержательному описанию личности:

  • описание личности по ее чертам, качествам, сведенным в отдельные факторы (так называемый факторный анализ личности);
  • описание личности в зависимости от ее типа (так называемое типологическое описание личности).

В понятие качество и черта личности вкладывается стабильная характеристика конкретного человека, постоянно проявляющаяся в его поведении независимо от ситуаций. С помощью факторного анализа значительно упрощается описание большого количества однородных черт личности интересующего нас субъекта, точнее составляется прогноз относительно его дальнейшего поведения, в том числе и в критических ситуациях.

В дальнейшем указанное выше направление было дополнено введением понятия тип личности (личностный тип). Личностные типы — это качественно различающиеся категории, к которым можно относить различных людей в зависимости от ведущих, наиболее устойчивых свойств, положенных в основу той или иной классификации.

Существует большое число типологий личности. Одни из них в своей основе имеют свойства темперамента, другие — те или иные поведенческие характеристики человека и т.д. К одной из наиболее ранних относится известная типология древнегреческого врача Гиппократа (IV в. до н.э.), который делил всех людей по темпераменту на следующие четыре типа: сангвиников, флегматиков, холериков и меланхоликов.

Среди других известных типологий личности следует назвать классификацию К. Г. Юнга, делившего людей на интровертов и экстравертов В психологии интроверсия — экстраверсия рассматриваются как способы адаптации человека к окружающему миру. Интроверт — это человек, у которого преобладает субъективная ориентация, его интересы обращены внутрь, к собственным идеям, образам. Это чувствительный, малообщительный, внешне сдержанный, любопытный, неуверенный в себе, порой необоснованно застенчивый индивид (нередко такими бывают насильники, совершая насилие они самоутверждаются, то есть, если можно так выразиться, живут и превращают в реальность свой внутренний мир).

Экстраверт, напротив, ориентирован на внешнее окружение, на объективный мир вещей и явлений. Это деятельный, активный, прагматичный, общительный человек, легко вступающий и поддерживающий межличностные контакты.

Дополнительно к этим двум установкам Юнгом были выделены еще четыре психологические функции, а именно: мышление, эмоции, ощущения, интуиция. Как писал Юнг, «если привычно господствует одна из этих функций, то появляется соответствующий тип. Поэтому я различаю мыслительный, эмоциональный, сенсорный и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того, может быть интровертированным или экстравертированным, смотря по своему поведению по отношению к объекту».

Установление истины по уголовным делам в суде нередко сопровождаются различными эмоциональными явлениями. Некоторые психические, эмоциональные состояния, чувства тяжело переживаются, вызывают нравственные страдания, порой нанося моральный и даже физический вред. Иногда такие состояния могут проявляться в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования, в том числе и к совершению противоправных действий насильственного характера. Поэтому данное обстоятельство учитывается в практике борьбы с преступностью при решении вопросов, связанных с привлечением к уголовной ответственности, при назначении наказания, при изучении мотивационной сферы личности субъекта, во многом объясняющей причины его противоправного поведения. В случае возникновения ситуации, имеющей неопределенный, противоречивый характер, субъект может испытывать двойственные эмоциональные состояния, чувства. Такое психическое состояние может переживать, например, подозреваемый, когда испытываемые им угрызения совести, чувство вины за содеянное и одновременно страх перед наказанием сопровождаются надеждой избежать ответственности из-за недоказанности причастности его к совершенному преступлению.

Состояние повышенной тревожности, неопределенности отрицательно сказывается на действиях подозреваемого, лишает подозреваемого возможности обдуманно противодействовать усилиям следователя. Именно на это рассчитывал известный персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» следователь Порфирий Петрович, умышленно оставлявший в этом состоянии Раскольникова, не желая его, как он говорил, «психологически определять и успокаивать».

Разработку Юнга продолжил английский психолог Г. Ю. Айзенк, создавшего несколько отличающуюся модель личности, основанную также на факторе «экстраверсия — интроверсия», но дополненную им таким важным элементом, как «личностная адаптация» в виде эмоционально-волевой «стабильности — нестабильности». В последующем данная характеристика получила название фактора невротизма. По Г. Ю. Айзенку, каждому индивиду соответствует какая-то одна точка в этой системе координат, пользуясь которой можно выделить четыре типологические модели личности: а) интровертированный — стабильный, б) интровертированный — нестабильный, в) экстравертированный — стабильный, г) экстравертированный — нестабильный.

В 1915 г. А. Ф. Лазурским была предложена первая в России классификация личности. В основу своей классификации ученый положил принцип активного приспособления личности к окружающей социальной среде в зависимости от «степени одаренности» индивида, под которой понимал «прирожденный запас физических и духовных сил» человека, запас его психической активности.

Как писал Б. Г. Ананьев, структура личности складывается постепенно в процессе социального развития индивида, являясь своеобразным продуктом этого развития. Структура личности, по его мнению, включает наиболее общие и актуальные для жизнедеятельности и поведения человека комплексы его органических свойств. Наиболее важный из этих комплексов — интеллектуальный, служащий показателем умственного развития субъекта, сформированности у него вербального и невербального (абстрактно-логического) интеллекта, способности к обучению. В реальном развитии человека его социальные функции, общественное поведение, мотивация, всегда связаны с процессом отражения им окружающего мира, познанием общества, других людей и самого себя.

А. Г. Ковалев полагал, что развитие структуры личности идет от разрозненных свойств к сложным образованиям: направленности, способностям, характеру. К ним Ковалев относит и темперамент, который он называет «структурой природных свойств». Все они, по его мнению, составляют своеобразный духовный облик и характер человека/

§ 2. Личность преступника

Личность преступника — понятие многогранное, с ярко выраженным междисциплинарным характером, поскольку изучается не только психологами, но и юристами, занятыми разработкой вопросов, относящихся к уголовному праву и процессу, криминологии и криминалистике.

Выполнение задач уголовного судопроизводства лицом, производящим до­знание, следователем, прокурором и судом возможно лишь в том случае, когда в результате их процессуаль­ной деятельности по каждому уголовному делу будет установлена объективная истина. Она включает в себя получение достоверных и полных сведений как о самом преступном деянии, так и обо всех лицах, причастных к его совершению.

Сведения о личности обвиняемого нужны следователю для решения ряда криминалистических вопросов.

Во-первых, следователь может более успешно выдвинуть и проверить версию о причастности определенного лица к совершению расследуе­мого преступления. Объясняется это тем, что тщательный анализ фактических данных, характеризующих личность обвиняемого (подо­зреваемого), позволит следователю более глубоко разобраться в об­стоятельствах преступления, правильно наметить пути выяснения обстоятельств, которые ему еще неизвестны, а также обстоятельств, на которые он не обратил бы внимания, если бы не располагал сведе­ниями о личности обвиняемого (образе жизни и поведении, чертах характера и т. п.).

Во-вторых, они необходимы для успешного проведения отдельных следственных действий. Так, располагая сведениями о личности обви­няемого, следователь может выбрать наиболее удачные тактические приемы его допроса, установить надлежащий контакт с допрашивае­мым, определить тактику проведения очной ставки, обыска. Указанные сведения помогут следователю и в работе по розыску обви­няемого, если он скроется от следствия, а также при проведении мероприятий по возмещению материального ущерба.

В-третьих, сведения о личности обвиняемого помогут раскрыть другие преступления, совершенные им, и установить всех соучастников преступления и иных причастных к нему лиц.

Как уголовный, так и уголовно-процессуальный законы, указывая на необходимость учитывать при ре­шении многих вопросов личность обвиняемого, не дают определения этого понятия. Очевидно, что понятие «личность обвиняемого» — есть производное понятие более общего—«личность», о котором мы говорили в первой главе.

Общественное самосознание, т. е. понимание общест­венной значимости своих поступков, — важнейший элемент личности. Иначе говоря, для оценки того или иного человека (в том числе обвиняемого) наиболее существенно, какой вклад он вносит в общее дело.

В уголовном праве наряду с термином «личность преступника» употребляются выражения: лицо, совершившее преступление; субъект преступления; личность виновного (см., например, ст. 6, 60 УК РФ и др.). Так, последнее из этих выражений охватывает те же признаки и свойства, что и личность преступника, но с некоторым уточнением. В последнем случае акценты расставляются на таких особенностях личности субъекта, его поведения, которые имеют большее отношение к оценке степени вины в содеянном, помогают объяснить причины совершенного им преступления, имеют значение для определения меры его ответственности и тяжести наказания за содеянное.

В юридической психологии личность субъекта, совершившего преступление, изучается в целях оказания помощи правоохранительным органам:

  • при принятии решений уголовно-правового, уголовно-процессуального характера (при квалификации противоправных действий, при избрании меры пресечения обвиняемому, при определении меры наказания подсудимому с учетом характера совершенного преступления и особенностей его личности);
  • в выборе оптимальных тактических решений, тактических комбинаций и приемов воздействия на подозреваемого, обвиняемого (подсудимого) в различных следственных ситуациях;
  • в ходе установления некоторых обстоятельств, подлежащих доказыванию, в частности мотивов преступления, обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого (подсудимого), потерпевшего и др.;
  • при изучении причин совершенных преступлений (по видам преступных посягательств, по лицам, участвовавшим в их совершении и т.д.);
  • в целях определения мер воспитательного воздействия на личность тех, кто совершил преступление и нуждается в перевоспитании.

Также хочется сказать, что существуют преступники, которые совершают преступление не впервые. Раньше такие люди назывались рецидивистами, сейчас – «лицами, совершившими преступление 2 и более раз». Понятие личности таких преступников тесно связано с более общим понятием личности преступника. Преступник, совершивший преступление 2 и более раз – это лицо, совершившее новое преступление после того, как его прежнее преступление было выявлено правоохранительными органами и повлекло установленное законом реагирование. С учётом этого личность такого человека понимается как определённая  целостность её социально значимых свойств и отношений, которые в своём единстве и во взаимодействии с внешними условиями и обстоятельствами влияют на совершение повторного преступления.

Обратимся к работе А. С. Кривошеева. В ней определяется четыре основных на­правления изучения личности обвиняемого: кримина­листическое (главным образом, тактическое), уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и криминологиче­ское. В принципе это деление представляется правиль­ным.

Определение направлений изучения личности обвиня­емого на предварительном следствии имеет, главным образом, методический смысл. Направления ориентируют следователя в его сложной работе по сбору сведений о личности обвиняемого, помогают анализировать полученные сведения и определять их полноту.

Поэтому кратко охарактеризуем каждое направление (подробно об этом будет сказано в последующих раз­делах настоящей работы). Уголовно-правовое направле­ние изучения данных, характеризующих личность обвиняемого, проводится для решения вопроса о возможно­сти привлечения лица к уголовной ответственности; для правильной квалификации действий виновного; для пра­вильного применения мер уголовного наказания—инди­видуализации.

Уголовно-процессуальное направление изучения дан­ных, характеризующих личность обвиняемого, необходи­мо для осуществления обоснованного процессуального режима (проведение следственных действий, избрание меры пресечения, допуск защитника к участию в деле и т. п.).

Криминалистическое направление изучения данных, характеризующих личность обвиняемого, организуется с целью правильного выдвижения следственных версий, установления всех эпизодов по делу и всех соучастников обвиняемого, а также для обоснованного выбора тактиче­ских приемов при производстве следственных действий.

В учении о личности преступника существенное зна­чение имеет вопрос о ее структуре. Из чего складывается личность преступника? Какие характеризующие правона­рушителя признаки, свойства, обстоятельства образуют в своей совокупности это понятие? Б. В. Волженкин, выделив в структуре личности преступника три группы признаков: а) общие признаки человеческой личности как члена общества; б) особые признаки личности пре­ступника, отличающие его от остальных граждан, но об­щие для всех преступников (выражающие типичную об­щественную опасность); в) индивидуализирующие приз­наки личности преступника, выражающие характер и степень, общественной опасности именно данного лица или данной категории преступников.

Логически подобное построение структуры личности преступника допустимо. В принципе оно правильно отра­жает то положение, что личность преступника включает в себя, с одной стороны, все, что относится ко всякой лич­ности (хотя при этом следовало бы специально подчерк­нуть, что многие из этих, признаков часто приобретают в структуре личности преступника особое содержание и значение), и, с другой стороны, признаки, специфические именно для личности преступника, определяющие и выра­жающие ее общественную опасность. Однако с практической точки зрения подобная схема личности преступника и классификация образующих ее признаков мало приемлемы. Прежде всего они не помога­ют в решении главного вопроса: что именно включается в понятие личности преступника. Какие данные о лице, совершающем преступление, имеют значение и должны исследоваться и учитываться, а какие нет.

М. Г. Коршик и С. С. Степичев все относящиеся к личности обвиняемого сведения, которые необходимо выяснять по каждому уголовному делу, разбивают на во­семь основных групп: а) установочные данные; б) данные об образовании, профессии, месте работы, занимаемой должности, партийности, об отношении к воинской обязанности, о наличии наград и званий; в) данные о семей­ном положении; г) данные о состоянии здоровья; д) дан­ные о жизни и деятельности в прошлом, об условиях жиз­ни в момент совершения преступления; е) данные о прош­лой преступной деятельности; ж) данные об образе жизни и связях обвиняемого; з) данные о личных качествах и чертах характера.

Н. Т. Ведерников предложил схему, согласно которой все признаки личности преступника распадаются на два основных раздела: 1) индивидуализирующие данные, со­стоящие из трех групп: а) биографические сведения, б) сведения о материальном положении и в) данные, ха­рактеризующие состояние здоровья и психические осо­бенности; 2) общественная характеристика личности, включающая: а) общественно-производственную; б) об­щественно-политическую и в) общественно-бытовую характеристику.

Структура личности преступника должна включать в себя все те признаки, свойства и иные показатели, кото­рые в совокупности характеризуют лиц, виновно наруша­ющих запрет уголовного закона, и в той или иной мере связаны с подобным антиобщественным поведением, обусловливают или облегчают совершение преступления либо помогают понять причины его совершения. При этом структура личности преступника должна от­ражать не только разнообразие образующих ее призна­ков, их различный характер, но и различную их роль в этиологии преступного поведения.

Отправляясь от этих исходных положений, А. Б. Сахаров выделяет следующие категории признаков, образующих личность преступника: 1) социально-демографические, 2) социально-психологические и 3) социально-биологические. К первой категории относятся, по мнению А. Б. Сахарова, «чисто социальные показатели», характеризующие как самого индивида — его конкретные социальные роли, социальные свойства и т. д., так и различные стороны общественного существования и общественной практики личности — условия нравственного формирования, внешние влияния и воздействия, микросреда и т. п. (например, семейные условия, наличие или отсутст­вие родителей, их образование, занятие, взаимоотноше­ния и т. п.; или место работы, характер производственно­го коллектива и т. д.).

Вторая категория признаков, образующих личность преступника, характеризует, по мнению А. Б. Сахарова, основные социально-психологические че­рты и свойства личности—моральные и нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, волевые.

Наконец, третья составная часть структуры личности преступника — ее биофизиологическая основа — включает такие при­знаки, как пол, возраст, особенности физической консти­туции, состояние здоровья и т. д. (например, ранения, контузии, наследственный алкоголизм, физические недо­статки, уродство).

Различные признаки личности преступника находятся между собой в определенных взаимосвязях и взаимодей­ствии, благодаря которым мы имеет дело не с простой совокупностью, а с определенной системой признаков, образующей структуру личности преступника. Научные и практические цели изучения личности преступника не ис­черпываются установлением характеризующих ее приз­наков, а предполагают выявление и учет существующих между ними связей и зависимостей, которые существуют как внутри каждой из указанных категорий признаков, так и между признаками.

В научно-практических целях понятие личности преступника подразделяется на составные части (структурные элементы или подсистемы). Такой структурный анализ делает более удобным проведение различных исследований личности правонарушителей.

Социально-демографическая подсистема личности преступника. Она включает: пол, возраст, семейное положение, образование, профессиональную принадлежность, род занятий, социальное, материальное положение, наличие судимости (иных связей с криминальной средой). Сюда же относятся признаки, характеризующие личность преступника с точки зрения выполнения им определенных функционально-ролевых обязанностей. Понятно, что все эти признаки сами по себе (пожалуй, разве только за исключением судимости) не могут характеризовать конкретного субъекта как человека, обязательно склонного к совершению преступлений. Однако в сочетании с другими особенностями его личности они позволяют сформировать о нем более целостное представление.

Социально-психологическая подсистема личности преступника. Структура личности представляется в виде ее четырех основных структурных элементов:

1) подструктура направленности в виде совокупности наиболее устойчивых, социально значимых качеств личности (мировоззрение, ценностные ориентации, социальные установки, ведущие мотивы и т.д.), связанных с правосознанием человека;

2) подструктура опыта, включающая знания, навыки, привычки и другие качества, которые проявляются в выборе ведущих форм деятельности;

3) подструктура психических форм отражении, проявляющихся в познавательных процессах, психических, эмоциональных состояниях человека;

4) подструктура темперамента и других биологически, наследственно обусловленных свойств, которые наряду с социальными факторами влияют на формирование характера и способностей человека.

Изучая личность обвиняемого преступника, следователь также не должен обойти стороной и изучение его психологии. Именно поэтому, как мы считаем, следователю необходимо владеть основами юридической психологии, потому что «наука о психологической жизни и деятельности человека … не может не иметь самого прямого отношения к вопросам раскрытия преступлений».

Психологическое изучение личности обвиняемого включает в себя исследование его внутреннего мира: потребностей, побужде­ний, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов). Разумеется, в рамках уголовного процесса могут и должны изучаться не все психологические особенности обвиняемого, но только имеющие принципиальное значение для уголовного дела и выделяемые по двум основным критериям: содержанию уголовного дела и ситуации расследования.  Поэтому следователь, изучая личность обвиняемого, должен ограничиваться исследованием только тех вопросов, которые характеризуют субъекта преступления как обвиняемого, совершив­шего конкретное преступление. Именно это и должно определять объем и содержание изучения личности обвиняемого.

Мы не можем игнорировать отдельные индивидуально-психологические особенности, довольно типичные для некоторых групп правонарушителей в виде так называемых психических аномалий, т.е. отклонений от средней психической нормы, в значительной мере связанных с типом, свойствами нервной системы, которые определяются наследственными факторами.

Психические аномалии объединяют такую совокупность психических явлений, которые находятся между акцентуациями личности и психическими заболеваниями. Сюда же относят и такие расстройства психики, которые связаны с алкоголизмом, наркоманией (токсикоманией). В определенных (неблагоприятных, экстремальных) условиях психические аномалии «снижают сопротивляемость к воздействию ситуаций, в том числе конфликтных; создают препятствия для развития социально полезных черт личности, особенно для ее адаптации к внешней среде; ослабляют механизмы внутреннего контроля; сужают возможности выбора решений и вариантов поведения; облегчают реализацию импульсивных, случайных, непродуманных, в том числе противоправных, поступков. Все это отрицательно сказывается на развитии личности и может способствовать преступному поведению».

Таким образом, психические аномалии — это расстройства психической деятельности, не достигшие болезненного, психотического уровня, но которые ввиду определенных личностных изменений могут приводить к отклоняющимся формам поведения. Но поскольку у таких лиц все же преобладают нормальные психические явления и процессы, они в своем подавляющем большинстве трудоспособны, дееспособны и вменяемы. Как полагают Ю. М. Антонян и В. В. Гульдан, психические аномалии предопределяют более обостренные формы реагирования таких лиц на конфликтные ситуации, хотя это вовсе не предполагает фатальной неизбежности совершения преступлений этими лицами.

В ряде случаев все это может еще более усугубляться сниженным уровнем интеллектуального развития лиц с психическими аномалиями, узостью, предметностью, выхолощенностью их мышления, затрудняющих принятие ими адекватных решений в ситуациях выбора. А неудовлетворенные в силу этого потребности постоянно провоцируют состояние фрустрации с сопутствующей ей агрессивностью, расторможенностью эмоционально-волевых процессов, снижением самоконтроля.

Мотивационный потенциал таких лиц с различными психическими аномалиями, в том числе отличающихся сниженным уровнем интеллектуального развития, обычно характеризуется своей обедненностью, направленностью на удовлетворение ближайших, как говорят, сиюминутных потребностей (по принципу «здесь и сейчас»), среди которых доминирующую роль играют мотивы психопатической самоактуализации.

§ 3. Типология личности преступника

Основная цель создания различных типологических вариантов личности преступника состоит в том, чтобы оказать помощь правоохранительным органам в изучении лиц данной категории, причин, совершаемых ими преступлении, в разработке наиболее эффективных тактико-психологических приемов и методов разоблачения их преступной деятельности, в оказании последующего воспитательного воздействия на их личность.

По объекту посягательства, характеру преступных действий выделяются следующие три наиболее крупные типологические группы преступников:

  • корыстные,
  • насильственные,
  • корыстно-насильственные.

По характеру, степени общественной опасности преступные типы делятся на:

  • случайный тип, объединяющий лиц, впервые совершивших преступление в результате случайного стечения обстоятельств при общей социально-положительной направленности личности;
  • ситуационный тип личности преступников, совершивших преступление под воздействием неблагоприятных условий формирования их личности, однако в целом характеризуемых больше положительно, чем отрицательно;
  • неустойчивый тип, к которому относятся лица, также совершившие преступление впервые, но допускавшие ранее различного рода правонарушения, аморальные поступки;
  • злостный тип, включающий лиц, совершивших преступления 2 и более раз.

Возможна разработка и иных типологических вариантов личности преступников, например по субъективной стороне в зависимости от формы вины и т.д.

Лиц, совершающих преступления, условно можно разделить на две большие группы, два основных типа: социально-адаптивный и социально-дезадаптивный тип личности с выделением промежуточных вариантов личности.

Какие психологические факторы, свойства личности человека вообще и личности преступника в первую очередь определяют уровень социальной адаптивности последнего и, во-вторых, каким образом можно оценивать этот уровень или эту качественную характеристику личности?

В этой связи прежде всего обращают на себя внимание следующие факторы:

  • нервно-психическая, эмоционально-волевая устойчивость личности;
  • интеллектуальный уровень развития субъекта;
  • мотивационная сфера личности, включающая не только мотивы достижения, избегания неуспеха, но и такие более сложные образования, как ценностные ориентации, мировоззренческая основа личности.

Различное сочетание качественных характеристик, формирующих тот или иной фактор, позволяет оценивать уровень социальной адаптивности личности. Итак, рассмотрим эти два основных типа.

Социально-адаптивный тип личности преступника. Данный тип отличается высоким уровнем нервно-психической, эмоционально-волевой устойчивости, сопротивляемостью (толерантностью) к стрессу, к длительно воздействующим психофизическим перегрузкам, стеническим типом реагирования в сложных, критических ситуациях, развитыми адаптивными свойствами нервной системы: силой, подвижностью нервных процессов. Эти качества могут усиливаться хорошо развитым интеллектом, позволяющим субъекту успешно осваивать тот или иной способ совершения преступлений, гибким мышлением, сообразительностью, прагматическим складом ума, способностью прогнозировать развитие событий не только на время совершения преступления, но и в последующем в ситуациях активного противодействия усилиям правоохранительных органов. Такие лица нередко имеют достаточно широкий круг интересов (и не только в криминальной сфере), хорошую память, развитое внимание и воображение, обостренное восприятие.

Кроме того, субъекты, относимые к данному типу, часто отличаются высоким (завышенным) уровнем притязаний, что иногда приводит их к переоценке своих сил и возможностей и может послужить одной из причин ошибок в ходе их противодействия работникам правоохранительных органов.

В мотивационной структуре личности данного криминального типа, как правило, преобладают мотивы достижения, ценностные ориентации, позволяющие им осознанно игнорировать социальные нормы, общепринятые правила поведения, преступать недозволенное. Совокупность таких качеств личности позволяет представителям данного типа дольше других правонарушителей оставаться неразоблаченными, основательно усваивать криминальный опыт, умело используя его в своей преступной деятельности, приобретать соответствующую криминальную квалификацию. Такой тип личности распространен среди тех, кого относят к профессиональным преступникам, кто является лидерами организованных преступных групп, руководителями преступных сообществ, активными участниками совершения групповых преступлений.

Социально-дезадаптивный тип личности преступника. Лица, которых можно отнести к данному типу, отличаются прежде всего своей низкой эмоционально-волевой устойчивостью, сниженной сопротивляемостью к стрессу, невротической симптоматикой, ярко выраженными акцентуированными свойствами характера по гипертимно-неустойчивому, эпилептоидному и некоторым другим типам, психическими аномалиями, психотическими расстройствами, психопатическими особенностями личности.

Неразвитые в должной мере социально-адаптивные качества таких лиц, сниженный порог их нервно-психической устойчивости могут усугубляться недостаточно высоким интеллектом, слабо развитыми прогностическими способностями.

Кроме того, поведение подобного рода субъектов во многом бывает обусловлено достаточно примитивными потребностями (проводить время в постоянных развлечениях, сопровождаемых употреблением спиртных напитков, наркотиков и пр.). Интересы, ценностные ориентации, мировоззренческая основа таких лиц характеризуются своей бездуховностью, примитивным складом, отсутствием высоких идеалов. Поэтому им трудно прогнозировать свои поступки, поведение во имя достижения более значимых целей по сравнению с удовлетворением каких-то сиюминутных потребностей.

Рубрика Криминалистика, криминология and tagged , , . Bookmark the permalink. Follow any comments here with the RSS feed for this post. Post a comment or leave a trackback.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Your email address will never be published.